Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
Банки развития получили свое распространение в мире после Второй мировой войны. Им принадлежит значительная роль в восстановлении и модернизации экономик Германии, Японии, Южной Кореи, Китая и многих стран Юго-Восточной Азии.
Многофункциональные банки развития, такие как ЕБРР, МБРР, Банк развития Африки', сыграли положительную роль в трансформации экономик стран Восточной Европы и развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Однако наиболее эффективными оказались банки, специально созданные государствами для развития экономики страны, среди которых наиболее известны немецкий KFW а также банки развития Китая, Японии и Кореи. В последние годы некоторые соседи России, в частности Казахстан, Венгрия и Словакия, также создали государственные банки развития. Анализ международного опыта показывает, что в деятельности банков развития в разных странах есть как различия, так и общие черты, однако они обладают одним общим качеством — высокой степенью поддержки со стороны государства и особым законодательным статусом.
Банки развития ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского законодательства и не конкурируют с коммерческими банками. В частности, большинство банков развития созданы в соответствии со специальным законом или нормативным актом, и контроль над всеми этими банками осуществляется правительствами, а не центральными банками.
Соответственно, банки развития не являются ни по сути, ни по форме коммерческими банками, а их деятельность регулируется не центральным банком, а специальными законодательными и нормативными актами. Банки развития не подпадают и под обычные нормы банковского регулирования, включая требования создания обязательных резервов и выполнения пруденциальных нормативов коммерческих банков.
Банки развития ни в одной стране мира не работают в рамках обычного банковского законодательства и не Банки развития во всех странах пользуются высочайшим уровнем поддержки со стороны государства. Во многих странах эта поддержка закреплена законодательно и проявляется в самых разных формах, включая наличие доступа к кредитным линиям центрального банка и правительства и специальных гарантий государства по всем обязательствам или по части обязательств банка. Часто банки развития имеют особый режим налогообложения.
Особый статус и поддержка, оказываемая банкам развития государством (табл. 1), позволяют кредиторам рассматривать эти банки как заемщиков, несущих суверенный уровень риска, что заметно улучшает условия заимствования на внутреннем и международном рынке. Именно низкая стоимость, длительные сроки заимствования и низкие издержки ведения бизнеса являются основой эффективности банков развития при финансировании инвестиционных проектов с длительными сроками окупаемости, позволяют им принимать риски, которые коммерческие банки не могли бы себе позволить.
В разных странах и на различных этапах развития экономики банки развития выполняют разные функции, однако при всем разнообразии можно выделить ключевые функции банков развития:
• кредитование долгосрочных проектов в приоритетных отраслях экономики;
• кредитование проектов, направленных на выравнивание уровня развития разных регионов страны;
• выполнение функции агента правительства по реализации государственных инвестиционных проектов;
• заимствование средств за рубежом и на внутреннем рынке для финансирования государственно-значимых проектов;
• кредитная поддержка предприятий малого бизнеса, не имеющих доступа к кредитам коммерческих банков;
• андерраэйтинг и приобретение в свой портфель ценных бумаг предприятий, осуществляющих реализацию крупномасштабных проектов.
В отдельных странах банки развития помимо перечисленного также осуществляют: доверительное управление средствами пенсионных фондов.
• формирование и участие в синдикациях кредиторов среди коммерческих банков для кредитования инвестиционных проектов; управление финансовыми активами и обязательствами государства, а также страхование экспортных операций и кредитование импортеров продукции отечественных производителей.
Таблица 1
Особенности статуса некоторых банков развития
Банк (страна, год основания) |
Законодательная база |
Форма собственности |
Государственная поддержка |
Надзором |
Kreditanstalt fur Wiederaufbau-KFW (германия,1948г.) |
Специальный закон |
80%-Федеральное правительство,20%- Федеральные земли |
100%-ная гарантия гос., освобождение от налогов |
Министерство финансов |
Банк развития Китая (Китай, 1994г.) |
Решение Госсовета КНР «О реформе финансовой системы» |
100%-ное государственное участие |
Государственное финансирование закреплено законом, 100%-ная гос. гарантия |
Прямое подчинение Госсовету КНР |
Банк развития Японии (Япония, 1951г.) |
Отдельный законодательный акт, принятый парламентом |
100%-ное государственное участие |
Внешних займов 50%-ная гарантия государства По обязательствам, прямые займы правительства, дополнительные взносы и капитал |
Министерство финансов |
Banco Nacional de Desenvolvimeto Economico e Social (Бразилия, 1952г.) |
Специальный закон |
100% гос. участие |
Госгарантий нет, т.к. это |
Контроль министерства экономичес-кого развития |
Банк развития Казахстана (Казахстан,2001 г.) |
Указ президента, в дальнейшем – специальный закон |
84,49%-Правитель-ство Казахстана, 15,51%- местные органы власти |
противоречит законодательству 100%-ная гарантия гос. , освобождения от налогов |
ЦБ и орган финансового надзора (кроме выполнения нормативов |
Рекомендуемая информация:
Основы организации безналичных расчетов
Самостоятельность предприятия в условиях рыночной экономики предполагает укрепление, развитие и многообразие форм расчетов предприятий и коммерческих банков. Такие связи осуществляются через денежные расчеты, которые являются условием, ...
Анализ ссудного портфеля АО «Темирбанк»
За 2009 г. АО «Темирбанк» получено доходов 335 116 тыс. тенге, расходы составили 449 463 тыс. тенге или убытки в размере 114 347 тыс. тенге, но наблюдается динамика увеличения доходной части и сокращения расходов, так за декабрь получена ...
Роль банковского сектора в обеспечении экономического роста
Широкие функциональные возможности банков определяют их высокую значимость в обеспечении финансовой стабильности и перспектив развития российской экономики. Однако за полтора десятилетия рыночных преобразований в России масштабы банковско ...