Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
Прогноз, сделанный учеными Совета по изучению производительных сил Украины НАН Украины в 1998 г., указывает на дальнейшее старение населения страны. Численность населения, возраст которого превышает трудоспособный, к 2016 г. возрастет на 1,5—1,6 млн. чел. Вместе с тем занятое население уменьшится на 3—3,5 млн. чел. Коэффициент замещения трудового потенциала (даже при наиболее оптимистичном варианте прогноза) сократится с 1,32 в 1998 г. до 0,85 в 2016 г. Поэтому на будущее, в соответствии с ростом экономики, следует думать о внедрении механизма продления возраста выхода на пенсию и достойного обеспечения граждан в старости.
Частые нарушения при назначении пенсий, нарекания граждан на несвоевременность их выплаты свидетельствуют о несовершенстве существующего механизма пенсионного обеспечения. Для пенсионной системы в Украине характерны низкий уровень пенсионного обеспечения, отсутствие надлежащей дифференциации размеров пенсий, наличие значительных преимуществ и льгот в пенсионном обеспечении отдельных категорий работников при одинаковом уровне отчислений средств на пенсионное обеспечение. Несвоевременная уплата страхового сбора в Пенсионный фонд повлекла за собой потерю доверия граждан к существующей пенсионной системе, а отсутствие мотивации и механизма самоконтроля работника за начислениями и поступлениями взносов в Пенсионный фонд на собственный счет не создает надлежащих условий для обеспечения будущей пенсии.
Приведенные признаки кризиса нынешней пенсионной системы очевидны и дают основание говорить о необратимости пенсионной реформы. Для этого в Украине постепенно создается соответствующее правовое поле, основу которого составит социальное страхование. В январе 1998 г. Верховной Радой Украины приняты «Основы законодательства Украины о всеобщем обязательном государственном социальном страховании», а в апреле Указом Президента Украины утверждены «Основные направления реформирования пенсионного обеспечения в Украине». Кабинетом Министров Украины разработан и представлен в Верховную Раду Украины ряд законопроектов по социальному страхованию граждан по направлениям (кроме медицинского), началась подготовительная работа к их внедрению.
Представленный законопроект «О всеобщем обязательном государственном пенсионном страховании» предусматривает ряд новейших подходов и положений, в частности — к персонификации учета пенсионных счетов, определению размеров пенсий на основе среднего заработка за весь период трудового стажа, поощрению к откладыванию срока выхода на пенсию, увеличению продолжительности трудового стажа для получения пенсий в полном объеме, зачислению в трудовой стаж месяцев, за которые уплачивались взносы, возложению ответственности за финансирование социальных пособий на государственный бюджет и т. д.
Такой правовой фундамент, по нашему мнению, позволит проводить пенсионную реформу на основе внедрения трехуровневой пенсионной системы, суть которой заключается в следующем.
Первый уровень — это солидарная пенсионная система, при которой размер пенсии зависит от стажа и суммы страховых взносов, в отличие от ныне действующей пенсионной системы, когда пенсия зависит от стажа и заработной платы. Это — основа, стержень, идеология будущей системы пенсионного обеспечения, которые должны быть понятны каждому. Она даст возможность повысить уровень средней пенсии до 50—60% от средней заработной платы. Предпосылкой решения этого вопроса является введение персонифицированных пенсионных счетов плательщиков страховых взносов. По нашему мнению, к середине 2000 г. целесообразно было бы ввести такие персонифицированные счета на всей территории Украины.
Второй уровень — это система обязательных накоплений денежных средств граждан на основе введения личных накопительных пенсионных счетов. Посредством страховых компаний будет осуществляться дальнейшее инвестирование этих средств с целью получения инвестиционного дохода. При выходе на пенсию средства с этого счета добавляются к сумме пенсии, гарантированной государством по первому уровню солидарной пенсионной системы. Размер пенсии при этом может увеличиться на 15—20% и составит 65—75% от средней заработной платы. Обязательное пенсионное накопление — это мощный механизм инвестирования национальной экономики, создание новых рабочих мест, нормальная зарплата, повышение уровня жизни людей. Однако сроки его ввода зависят от многих экономических факторов.
Рекомендуемая информация:
История возникновения банка
К середине 1988 года в Казахстане было зарегистрировано 12 тысяч кооперативов, где трудились 175 тысяч человек. В Алма-Ате и области насчитывалось более 700 Кооперативов. Часть из них объединились в союз, под эгидой которого и был создан ...
Операции коммерческого банка России с ценными бумагами
Коммерческие банки – активные участники рынка ценных бумаг.
Место, занимаемое ими на рынке ценных бумаг, в разных странах неодинаково и определяется законодательными актами. Общей тенденцией современного периода является активное проникно ...
Исполнение обязательств
Правовое регулирование исполнения гражданско-правовых обязательств осуществляется общими и специальными нормами Гражданского права.
Сущность исполнения обязательства составляет совершение обязанным лицом действия, юридическую меру которо ...