Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
Привлекательность российской банковской системы для иностранных участников рынка и инвесторов объясняется, с моей точки зрения, двумя базовыми причинами. Первая — макроэкономическая — это прогноз развития российской экономики в целом, вхождение в группу быстро развивающихся крупных стран мира и достаточно хорошие макроэкономические параметры в перспективе.
Вторая причина — финансовая — это на сегодня, наверное, самый высокий потенциал роста монетизации среди экономик мира. Совершенно очевидно, что Россия обладает большими возможностями по развитию банковской системы, в том числе и по причине недостаточного уровня монетизации экономики. Индикатором низкого уровня монетизации экономики может служить отношение денежного агрегата М2 к ВВП. Так, в 2005 г. в развитых странах оно составляло от 67% в США до 112% в Великобритании и 125% в Японии. В странах с развивающейся рыночной экономикой показатели варьировались сильнее. В Китае в том же году данное отношение составляло 185% (в 1992 г. - 96%), в Таиланде - 90%, в Южной Корее - 64%, в Бразилии и Мексике - 27%. В России отношение М2 к ВВП 28%, т.е. наша страна находилась в нижней части списка среди наименее монетизированных экономик мира.
Два этих фактора — интерес иностранных инвесторов к России и, в частности, к банкам и определяют лидерство банковской отрасли по степени ее инвестиционной привлекательности. Однако кроме позитивно оцениваемых возможностей этот процесс несет в себе и существенные угрозы вплоть до потери самостоятельности российской банковской системы. Российские банки начали испытывать сильное давление со стороны иностранных финансовых групп. Только за последний год доля банков с иностранным участием в российской банковской системе выросла с 12 до 18%. Актуальной проблемой представляется усиление присутствия иностранных банковских групп на российском финансовом рынке в связи с предстоящим вступлением России в ВТО.
Жесткая конкуренция неизбежно приведет к снижению маржи, зарабатываемой на традиционных финансовых услугах, и к необходимости увеличения капитализации финансовых институтов. Это заставляет банки искать альтернативные, как правило, более рисковые направления бизнеса, что может понизить общую устойчивость банковской системы за счет накопления кумулятивных рисков.
Бум потребительского (розничного) и корпоративного кредитования породил и связанные с ним трудности и опасности, В частности, увеличение проблемной задолженности, опережающий рост просрочки в объемах кредитных портфелей. Все это также может привести к кризисным явлениям. Такие примеры нам известны, — корейский синдром 1990-х гг., последовавшие за ним события в Индонезии, Таиланде, Гонконге и других странах.
Российская банковская система крайне неоднородна: в то время как крупнейшие банки испытывают недостаток возможностей для эффективного вложения средств, многие малые и региональные банки страдают от дефицита ликвидности, недостатка среднесрочных ресурсов, необходимых для развертывания собственных программ и обеспечения жизнедеятельности. Крупные и малые банки - это как бы два разных мира.
Что же делать в такой ситуации? Как заставить систему, сохраняя многообразие, эффективно работать, быть устойчивой и конкурентоспособной? На мой взгляд, есть несколько путей для достижения успеха.
Многие иностранные банки имеют существенные преимущества: опыт, технологии, системы управления, а также более дешевое фондирование. Существенное повышение эффективности деятельности - ключевой вопрос для российских банков, необходимый для удержания корпоративных и розничных клиентов. Приобщение все более широких слоев населения к финансовым услугам дает нам массу возможностей для развития бизнеса и постепенного продвижения новых банковских, страховых и инвестиционных продуктов. Одновременно приток новых клиентов увеличивает нагрузку на существующую филиальную сеть, требует оптимизации бизнес-процессов, поддержания высоких стандартов обслуживания. Более низкая стоимость фондирования у наших иностранных конкурентов может быть компенсирована только при максимально полном использовании кадровых и технологических ресурсов, обеспечивающих сокращение издержек банка.
Сфера, без улучшений в которой российские банки заведомо проиграют в конкурентной борьбе с иностранными, — качество обслуживания. Практика показывает, что эффективность сервиса, достоверность и доступность информации о финансовом продукте имеют для клиентов большее значение, чем уровень процентных ставок и комиссий за банковские услуги. При более низких издержках на привлечение средств у иностранных и государственных банков по сравнению с коммерческими банками именно качественный сервис является важнейшим фактором, дающим возможность компенсировать эту разницу и заработать прибыль. Здесь тоже необходимо сотрудничество с государством - более четкая проработка законодательства позволит сократить бумагооборот, ускорить обслуживание клиентов.
Рекомендуемая информация:
Необходимость, сущность, роль и термины перестрахования
Перестрахование (англ. reinsurance) — система экономических страховых отношений между страховыми организациями (страховщиками) по поводу заключенных со страхователями договоров страхования. В соответствии с договором перестрахования страх ...
Особенности страховой выплаты
Страховое правоотношение реализуется в полной мере при наступлении страхового случая. Именно в этот момент застрахованный интерес страхователя становится нарушенным, либо требуется обеспечение внезапно возникшей потребности. И в этот же м ...
Осуществление валютно-обменных операций
«Райффайзен Банк Аваль» предлагает физическим лицам услуги по приобретению и продаже наличных валют. Валютно-обменные операции клиент может совершить в любом региональном отделении «Райффайзен Банка Аваль». Курсы покупки-продажи валют каж ...