Роль банков в рыночной экономике
Принцип работы банкоматов
Начиная с 1993 года Департамент бухгалтерского учета и отчетности принимает совместно с Департаментом информатизации участие в автоматизации бухгалтерского учета в Нацбанке и соответственно в разработке и внедрении в эксплуатацию новой автоматизированной информационной системы
«Казакстан Ултык Банкінін Автоматизация Лау Жоспары» (КУБАЖ).
В 1993 Департамент принимает непосредственное участие в введении казахстанской валюты - тенге, вплоть до пересчета изымаемых из обращения рублей старого образца. Сложность бухучета обмена заключалась в большой территориальной протяженности Казахстана. Тенге нужно было вводить на всей территории страны одновременно. Обучить персонал во всех банках и филиалах, собрать у населения рубли, пересчитать, зачислить на счета, проконвертировать и выдать тенге.
Департамент бухгалтерского учета и отчетности с 1995 года занимается планированием бюджета Нацбан-ка. В 1996 году происходит передача расчетно-кассовых центров от Нацбанка Республики Казахстан Бюджетному Банку. В этот же период Департамент занимается централизацией бухгалтерского учета отдельных операций (в частности, основных средств) Нацбанка. Кроме того, разрабатываются методы и принципы бухгалтерского учета в соответствии с проводимой в этой области политикой Нацбанка и Министерства финансов Республики Казахстан. В пределах своей компетенции Нацбанк подготавливает обязательные для банков и других кредитных учреждений нормативные правовые акты, определяющие правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. На ряду с этим, Департамент составляет финансовый отчет Нацбанка, принимает участие в проводимой внешними аудиторами проверке годового отчета, разрабатывает структуру и штатное расписание, схему должностных окладов, планирует бюджет по Нацбанку и хозрасчетным организациям.
Важным шагом в реформировании бухгалтерского учета в банковской системе явился переход в 1995-1996 году к бухгалтерскому учету совершаемых операций методом начисления при признании доходов и расходов.
До момента разработки Правил применения банками метода начисления при определении результатов финансово-хозяйственной деятельности в банках применялся кассовый метод, что противоречило принципу начисления - принципу бухгалтерского учета, признанному в международной практике. Согласно данному принципу, доходы признаются, когда они заработаны, а убытки, когда они понесены, а не тогда, когда деньги получены или выплачены.
В мае 1997 года Департамент бухгалтерского учета разрабатывает и утверждает на Совете директоров Нацбанка новую редакцию Плана счетов бухгалтерского учета в Нацбанке и инструктивные материалы по вспомогательному учету всех совершаемых Нацбанком операций.
С сентября 1997 года подразделение бухгалтерского учета именуется как Департамент бухгалтерского учета. Основными функциями Департамента являлись: обеспечение единой методологической политики и принципов в области бухгалтерского учета и отчетности, основанной на международных принципах и стандартах; составление финансовой и внутренней отчетности о деятельности Нацбанка, а также разработка правил и порядка оформления бухгалтерских процедур по всем проводимым операциям Нацбанка для всех его подразделений.
В конце 1997 года утверждены казахстанские стандарты бухгалтерского учета «Финансовая отчетность банков» и «Доходы и расходы банков», в разработке которых принимали участие сотрудники Департамента бухгалтерского учета.
В результате проведенной в течение 1997 года работы по централизованной обработке информации перестроена система бухгалтерского учета Нацбанка. В её основу были положены принципы существования генеральной и вспомогательной бухгалтерий.
В течение 1998 года Департамент бухгалтерского учета продолжает принимать участие в автоматизации бухгалтерского учета Нацбанка и соответственно в разработке и внедрении в эксплуатацию новой версии автоматизированной информационной системы «КУБАЖ». В апреле 1998 года совместно с заинтересованными подразделениями Нацбанка Департамент принимал участие в переходе на главную бухгалтерскую книгу, а совместно с Управлением платежных систем — в переходе от счетов МФО к новой платежной системе.
С образованием в составе Департамента нового структурного подразделения - отдела методологии бухгалтерского учета в банках второго уровня и страховых компаниях. в компетенцию Департамента вошли такие функции как: обеспечение единой методологической политики и принципов в области бухгалтерского учета и отчетности банковской системы и страховых компаний и соответственно разработка рекомендаций по применению методов и принципов бухгалтерского учета для банков второго уровня, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций и страховых компаний; разработка проектов нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности этих подразделений; совершенствование Плана счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и генерального плана счетов. Кроме того, Департаментом проводилась работа по дальнейшему совершенствованию действующих нормативных правовых актов Нацбанка по вспомогательному учету операций Нацбанка и разработка по новым видам операций, заключаемых Нацбанком.
Рекомендуемая информация:
Зарубежный опыт организации
страхового дела
Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50 % всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8 тыс. ко ...
Формы безналичных расчетов
Участники хозяйственной сделки имеют право выбрать любую форму безналичных расчетов с учетом конкретных хозяйственных операций.[13] Вся система расчетов строится так, чтобы создавались благоприятные условия для совершения платежей и уск ...
Направления реформирования банковской системы
Без кардинальных изменений банковская система Российской Федерации может стать фактором, реально препятствующим реализации экономической программы Правительства. Российские банки, понесшие огромные потери в результате кризиса 1998 года, по ...